История Создания, хронология развития и конкуренции Производства (реализации)  квадроциклов в Японии и США

КВАДРОЦИКЛ(КВАДРИК, МОТОВЕЗДЕХОД, 4-КОЛЕСНИК) — небольшое открытое вседорожное транспортное средство (ATV: All terrain Vehicle), представляющее собой по сути мотоцикл с четырьмя широкорасставленными колесами и объемом двигателя от 49 до 950 куб.см.. На первых порах квадроциклы эксплуатировались и продавались в Японии и США
(Северная Америка) и лишь с начала 90-х г.г. они стали завоевывать популярность в остальном мире.

Слово “квадроцикл” пошло от довольно древних велосипедов, где использовались не 2, а  4 колеса(1853г.). Но это были педальные ТС на мускульной тяге, а мы говорим о моторизованном ТС. Можно считать, что первые экспериментальные автомобили на паровых двигателях по сути являлись квадроциклами. Ford Quadricycle был одним из первых таких автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и назывался как раз автотранспортным квадроциклом. Но все же будет правильным назвать настоящим ПРЕДКОМ  ATV — мотоцикл с коляской (1903г. — первое упоминание о пристежной коляске; начало 30-х г.г. — разработка системы привода колеса коляски (а это уже настоящий ВЕЗДЕХОД!). В Германии мотоциклы с коляской появились в 30-х г.г.(BMW  R71) , в СССР — в 1940г.(“Урал “).

ПЕРВЫМ  же ATV в мире стала в 1970 году Honda US90 (ATC: All Terrain Cycles — “вседорожный мотоцикл”) — мотоцикл, сзади которого на маятниковом рычаге закреплена ось и два колеса (изначально двигатель был  70-кубовым (с 4 — ступенчатой МКПП) и шинами очень низкого давления (2,2PSI: 15бар) — мог даже плавать).

Первой конкурирующей фирмой по производству 3-колесных ТС стала другая японская корпорация Yamaha (в начале 1978г. подала заявку на патент “Мототрицикл”). В 1979г. Yamaha представила  на рынок свой первый мотовездеход YT125 — трицикл с 2-тактным 123-кубовым двигателем и 5-ти ступенчатой трансмиссией.

Компания  Honda, закрепляя свое лидерство, в 1981г. выпускает по-настоящему  спортивную модель ATC250R (мощный 2-тактный, 248-кубовый двигатель, регулируемые подвески, передние дисковые тормоза, ручной привод сцепления).

В 1981г. и Kawasaki предложила свой мотовездеход KTL200 (большой 4-тактный двигатель, объемом 198 кубиков, электрический стартер, ручное сцепление, электропуск, двухрежимный дифференциал (с блокировкой).

В 1982г. Honda представила одну из самых успешных моделей — ATC200E Big Red — “Большой Красный” (передняя телескопическая подвеска, 192-кубовый двигатель с электрозапуском, 5-ступенчатая, полуавтоматическая трансмиссия ); а в 1983г. — свою самую успешную спортивную ATC200X (мощный 1-цилиндровый, 4-тактный двигатель и легкие, алюминиевые диски).

В том же ,1983г., вышла следующая модель Yamaha-Tri-Moto 225DX,  успешнее и интереснее, чем первая YT125 (карданный привод на заднюю ось, электрический стартер), а в 1984г. — детская модель — Yamaha YT60 Tri-Zinger.
С 1984г. до 1987г. Kawasaki продавала модель Tecate KXT250 с 249-кубовым 2-тактным двигателем и 5-ступенчатой КПП с ручным сцеплением.
С 1985г. до 1987г. американцы (спохватились поздно!) выпускали единственную 3-колесную модель Scrambler.
Honda очень тяжело отказывалась от идеологии 3-колесных вездеходов. В 1987г. компания выпустила еще 4 модели 3-колесника. Это был ПОСЛЕДНИЙ модельный год для 3-колесных мотовездеходов!
Таким образом , ПАЛЬМА ПЕРВЕНСТВА в создании, развитии и конкуренции производства (продаж) 3-колесных ATV, обладавших выносливостью, практичностью автомобиля и маневренностью мотоцикла, принадлежит трем  японским корпорациям: Honda (фактически монополист), Yamaha и Kawasaki.

В 1982г. компания Suzuki подала заявку на патент 4 — колесного мотовездехода, который, по сути, и стал по-настоящему ПЕРВЫМ КВАДРОЦИКЛОМ! В этом же году Suzuki выпустила  свою модель ATV — QuadRunner LT125 (позиционировалась как “развлекательное ТС для начинающих”) с использованием схемы с 4-мя колесами, а в 1984г. — небольшую 4 — колесную модель LT50 (стала очень популярной!).

В том же 1984г. на рынок 4 — колесных мотовездеходов выходит и Yamaha с моделью YFM200 Moto-4 (квадроцикл с 196-кубовым, 4-тактным двигателем).

Honda также поспешила в этом же (1984) году  представить свой вариант “4-колесника” (но начала не с детских квадриков!) моделью TRX200(с 1-цилиндровым, 4-тактным двигателем,  5-ступенчатой КПП с реверсом и карданной передачей).
С 1985 по 1992г.г. Suzuki выпускает ПЕРВЫЙ СПОРТИВНЫЙ 4-колесник Suzuki LT250R QuadRacer (специальная длинноходная подвеска, 2-тактный двигатель с жидкостным охлаждением и механическая КПП). Для гонок и исключительно для подготовленных.
В 1985г. свой квадроцикл выпускает и Kawasaki  — Bayou 185 (KLF185-A).

Интереснее другое событие, произошедшее в этом(1985) году. Не желая отдавать рынок на откуп японским компаниям, американцы(так и не создав конкурентно-способный 3-колесник!) решили со своими 4-колесниками застолбить долю на рынке, и в марте 1985г. на рынок ATV выходит американская компания Polaris Industries с первым квадроциклом Polaris Trail Boss (заявила громко!: впервые появились автоматическая трансмиссия вариаторного типа Automatic Polaris Variable Transmission(PVT), задняя подвеска с большим ходом, передняя подвеска MacPherson, дисковые тормоза на все 4 колеса).

Уже в 1986г. Honda выпускает ПЕРВЫЙ ПОЛНОПРИВОДНЫЙ ATV — модель FourTrax TRX350 4×4 (одна из самых успешных за всю историю компании) с дифференциалом повышенного трения спереди, 350-кубовым двигателем, масляным радиатором. В 1987г. эта модель получит новое имя, ставшее знаменитым, — FourTrax Foreman 4×4 (TRX350D).
В том же (1986) году Suzuki выводит на рынок мощную, стильную и самую быструю (на тот момент) машину — QuadRacer LT500R (499,5 куба, 2-тактный двигатель с жидкостным охлаждением, фирменная система управления выпуском Suzuki Automatic Exhaust Control, 5-ступенчатая МКПП и передняя подвеска на двойных А-образных рычагах с ходом в 230мм).

HONDA также быстро среагировала и в этом же (1986) году представила свою спортивную модель FourTrax 250R (TRX250R): 1-цилиндровый, 2-тактный двигатель с жидкостным охлаждением; 6 — ступенчатая МКПП со сближенными передачами; полностью регулируемая подвеска и тройная система дисковых тормозов.

Тут же появился и шустрый мотовездеход Kawasaki Tecate 4 (KXT250-A): 2-тактный, 249-кубовый двигатель с жидкостным охлаждением и собственная система клапанов KIPS; а также Kawasaki выпускает еще пару интересных моделей: Moiave 110/110E (KLF110-A/B) и Moiave 250(KSF250-A).

В 1987г. Yamaha представила особый(для песчаных дюн) Banshee 350(2-цилиндровый, 2-тактный двигатель с жидкостным охлаждением) и тут же еще 2 славные модели: Yamaha Warrior  — первый спортивный ATV с электрическим стартером(350-кубовый, 4-тактный двигатель, 5-ступенчатая МКПП с реверсом, регулируемая длинноходная подвеска и гидравлическая дисковая тормозная система) и Big Bear 350 — свой первый полноприводный ATV (350-кубовый, 4-тактный двигатель с электрическим стартером и масляным радиатором, трансмиссией с повышенным и пониженным режимами (Hi-Lo), карданным приводом и передними гидравлическими тормозами.

В том же(1987) году американский производитель квадроциклов (единственный!) — компания Polaris предложила свой полноприводный ATV Trail Boss 250 4×4 с фирменной автоматической трансмиссией PVT.

В 1989г. YAMAHA выпустила модель Pro Hauler  — первый ATV с настоящей грузовой платформой(230-кубовый, 4-тактный двигатель, наличие пониженной передачи, блокировка заднего дифференциала, герметичные барабанные тормозные механизмы, задняя передача, шины с большими грунтозацепами и термореле на включение вентилятора системы охлаждения). Позже эта модель породит 2-местный ATV с классической автомобильной посадкой, рулевым управлением, мощным мотором и большим кузовом. Так родится еще одно имя — Yamaha Rhino!

В этом же(1989) году Kawasaki представляет свою первую полноприводную модель — Bayou 300 4×4 (290-кубовый мотор, 5-ступенчатая МКПП с понижающим редуктором, реверсом и карданными передачами на оба моста). К 1993г. эта модель получит 391-кубовый двигатель и лишь в 1997г. Kawasaki выпустит первый “взрослый” ATV с автоматической трансмиссией(первый японский квадр с автоматом!).

В 1991г. появиться еще одно легендарное имя — Suzuki King-Quad (1-цилиндровый, 4-тактный, 280-кубовый двигатель, полная независимая подвеска, возможность выбора, кроме 5 передач МКПП , один из 3-х вариантов: High, Low и Super Low, и, кроме того, варианты привода: задний, полный или полный с заблокированным дифференциалом).

В 1995г.Polaris представляет модель Sportsman 500 4×4 ATV (фирменная АКПП, 280-мм клиренс, независимая задняя подвеска).

В августе 1996г. североамериканская компания Arctco (известный производитель снегоходов) меняет свое имя на популярное Arctic Cat Inc и приступает к производству квадроциклов (Arctic Cat BearCat 454 4×4 и 300-я серия — первые модели). В 1997г.  Arctic Cat решает покупать двигатели у Suzuki.

Итак, к 1997г. на рынке квадроциклов присутствовали уже 6 основных производителей: Honda, Yamaha, Suzuki, Kawasaki, Polaris и Arctic Cat.

В 1997г. Honda представила заднеприводную модель FourTrax Recon (TRX250), а в следующем(1998) году — FourTrax Foreman S/ES (TRX450S/TRX450ES): 450-кубовый мотор и АКПП с системой электронного переключения передач ESP (Electric Shift Program):  позволила переключать передачи кнопкой (эта модель тут же завоевала титул “ATV года”).

В 1998г. канадская компания Bombardier (с 2004г. — BRP, а с 2006г. ATV от BRP называются Can-Am) вывела на рынок Traxter (в 1999 г. эта модель завоевала звание “ATV года”). В 2000г. Bombardier выпускает спортивную модель DS 650 (для подготовленных), а в марте 2002г. — передовой 2-тактный двигатель с технологией полупрямого впрыска топлива (semi-direct injection) — Rotax 800 2-TEC SDI. В этом же(2000) году 6 июня компания выпускает ПЕРВЫЙ 2-МЕСТНЫЙ  КВАДРОЦИКЛ С ТАНДЕМНОЙ ПОСАДКОЙ(как на мотоцикле) — Traxter MAX ATV, а в ноябре того-же(2000) года Bombardier представляет модель с несколькими версиями, с разными моторами: Outlander 330 HO 4×4 и 2х4; 2×4 Outlander 400 HO  и Outlander 400 HO XT(в январе 2001г. это семейство получило звание “ATV года”). В мае 2001г. компания выводит еще две 2-местные модели: Outlander MAX и Quest MAX. 16.01.2006г. вышла модель Outlander 800 HO EFI V-Twin(собственные специальные гусеницы — APACHE ATV Track Kit).

В 1999г. Honda выпускает свою первую спортивную модель FourTrax 400EX (TRX450EX) и в этом же году устанавливает на модель FourTrax Foreman Rubicon свою АКПП Hondamatic — автомат почти классически автомобильного, гидромеханического типа(позже эта АКПП появилась на моделях: в 2003г. — на FourTrax Rincon; в 2004г. — на FourTrax Rancher AT; в 2005г. — на FourTrax Rubicon и т.д. — и по сей день такие АКПП на свои квадроциклы ставит только эта японская компания). В 2007г. HONDA представила модель FourTrax Foreman 4×4 ES — первый в мире квадроцикл с электроусилителем руля Electric Power Steering (EPS). Эта система работала адаптивно(обеспечивала max усиление на малых скоростях и min — на высоких).
В 2004г. компания Polaris становится официальным поставщиком армии США (в основу  военной модели лег квадроцикл Sportsman 700, а также военные взяли на вооружение модель Polaris Sportsman 6×6). в 2005г. этот ряд  моделей компании Polaris пополнится моделью Sportsman 800 Twin EFI.

В 2005г. Suzuki была выпущена мощная версия своего квадроцикла — Suzuki King-Quad 700 EFI 4×4 (1-цилиндровый, 965-кубовый двигатель с жидкостным охлаждением и электронным впрыском топлива), а в следующем (2006) — гоночная модель — Suzuki LT-R450 EFI.
25 октября 2007г. YAMAHA фактически заявляет о появлении НОВОГО КЛАССА МАШИН, представив на Токийском автосалоне уникальную модель Tesseract. Причем заявляет, что это уже не дорожный квадроцикл, а 4-колесный мотоцикл для шоссе!

Дальнейшее развитие квадроциклов в мире обусловлено появлением новых компаний-производителей ATV о четырех колесах и жесткой конкуренцией компаний.

Говоря о конкуренции компаний, нельзя не затронуть вопрос об объемах производства квадроциклов на разных этапах их выпуска:

  • с момента появления мотовездеходов в 1970-х годах и вплоть до середины 1980-х объем продаж этой техники постоянно рос, и в первую очередь, в США;
  • в 1986г. этот показатель достиг пика в 535 тыс. проданных квадроциклов;
  • после — в течение следующих 5 лет, их популярность стала резко падать ( в 1991г. в США было продано всего 147 тыс. квадроциклов);
  • однако, после этого мотовездеходы вновь начали набирать популярность и к 2006г. объем годовых продаж ATV в США достигает уже 782 тыс. аппаратов.

Немного об истории использования ATV:

  • в начале 80-х их использовали все больше для развлечения(к 1985г. всего лишь около 30% ATC были утилитарными, остальные — развлекались и зажигали!);
  • согласно отчету о продажах ATV( Arctic Cat Inc.) в 1997г. были получены следующие цифры: 41% ATV использовались для развлечения; 23% — для охоты и рыбалки; 12% — для работы на ферме и ранчо; 7% — для перевозки и буксировки чего-либо; 7% — в качестве транспорта и 1% — коммерческое использование(также в отчете компании отмечалось, что типичный цикл владения ATV составляет в среднем 3,6 года);
  • сегодня рынок ATV примерно на 80% занимают квадроциклы многофункциональные, т.е. на которых и поработать можно, и — отдохнуть!

История квадроциклов в России, увы, очень молодая (первые квадроциклы, завезенные к нам, стоили как небольшой трактор!). Однако, несколько лет назад ситуация стала меняться (на отечественный рынок пришли квадроциклы по приемлемым ценам), но пока еще трудно говорить о масштабом и повсеместном распространении этой техники в нашей стране. Будущее ждет стремительного отечественного развития!!! Если же ВЫ приняли решение о покупке квадроцикла, мы рады предложить ВАМ обслуживание квадроцикла с выездом мастера на дом, а также ремонт двигателя четырехколесника, подвески, тормозов и многих других агрегатов.